ЧТО ТАКОЕ ДИСЛАЛИЯ?

Дислалия – это стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи. Дислалия у детей проявляется в том, что какие-то звуки или отсутствуют в речи, или заменяются другими, или искажаются до неузнаваемости.

Симптомы дислалии Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).

Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.).

Какие могут быть причины дислалии у детей?

  1. Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго "сюсюкают" с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения.
  2. Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда.
  3. Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребѐнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии.
  4. Снижение слуха. Тугоухостью объясняется до 10% случаев нарушения звукопроизношения.
  5. Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата: очень короткая подъязычная уздечка; слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький; неправильный прикус; неправильное строение зубного ряда; аномальное строение неба, например, слишком высокое, узкое небо; губы – отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя.
  6. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти.
  7. Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка.

Происходит и наоборот: когда неправильное произношение, особенно замена одних звуков другими, затрудняет формирование фонематического слуха. Позже эти проблемы могут стать причиной общего недоразвития речи, а в школьном возрасте – нарушений чтения и письма.

Коррекция дислалии Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

В подготовительный период проводится развитие речевой моторики, развитие фонематических процессов, формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука, автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Таким образом, несмотря на то, что дислалия у детей считается самой легкой речевой проблемой, ее последствия могут быть очень серьезны! Поэтому стоит предотвращать те причины, которые Вы – уважаемые родители можете предотвратить не "сюсюкайте" с ребенком, побольше читайте сказок, учите стихи и считалки, вовремя водите на обследования к врачам.