Ваш ребенок - левша

Если Ваш ребёнок – левша 

Леворукий ребёнок в семьях – причина не только тревог, волнений, забот, но и споров, ссор между родителями. Поэтому данный материал – это советы в помощь родителям при выборе правильной тактики поведения при организации помощи своему леворукому ребёнку.

Леворукость сама по себе – это не патология, а один из возможных вариантов нормы. Леворукий ребенок очень раним и требует к себе очень бережного, внимательного и доброго отношения. У леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. 

  1. Леворукий ребенок никогда и ни в какой форме не должен чувствовать ваше негативное отношение к его леворукости. Негативное отношение – это не только высказанный упрек или разговор о том, что ребенок – левша. Ребенку вполне достаточно и вашего тяжелого вздоха, когда вы берете в руки его тетрадь, и нетерпения при объяснении и даже случайного упоминания о его неловкости и т.д.
  2. Не драматизируйте ситуацию его школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет ничего непоправимого, что все трудности преходящи и с вашей помощью он с ними справится.
  3.  Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления. Ему необходимо оставить 3,5-4 часа в день для прогулок, игр на воздухе, а продолжительность сна для детей 6-7 лет должна быть не меньше 11 часов.
  4.  Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения. Лучше, если с первого дня ребенок будет сам садиться за уроки и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается. Готовить уроки ему желательно не в одни присест, а делать 10-15 минутные перерывы через каждые 15-20 минут работы. Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются.
  5.  Правильная посадка леворукого ребенка при письме: ребенок должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу, голова немного наклонена вправо. В классе леворукий ребенок всегда должен сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.
  6.  Положение рук при письме: руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала бы лист. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
  7. Ручка при письме кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется на ручку на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляется движениями пальцев. Существует несколько способов письма левой рукой. Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, т.к. все образцы в тетрадях (прописях) находятся слева. Начиная списывание, ребенок не может ориентироваться на образец, т.к. последний закрывается рукой. Поэтому наблюдается множество ошибок при письме. Второй способ: кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец и уменьшает количество ошибок. Третий способ: кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, т.к. ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требование «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие «правши» пишут левонаклонно. Главное – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.
  8. Положение тетради: тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Если ребенку трудно ориентироваться в тетради, он путает направление, то можно левую сторону листа маркировать цветными карандашами.
  9.  Существуют специальные методики для определения истинной леворукости и для развивающих занятий с леворукими детьми. Узнать о них и овладеть ими вам может помочь психолог. Для желающих побольше узнать об этом вопросе далее будут указаны книги, в которых содержится очень полезная информация для родителей и учителей леворуких детей: И.Макарьев «Если ваш ребенок – левша»; М.М.Безруких, М.Г.Князева «Если ваш ребенок – левша».