Правила дружбы

Правила дружбы. 

Правила дружбы. Во дворе любого дома можно увидеть играющих ребят, среди них и подростков. 

Присмотримся к ним, понаблюдаем. Вот появляется Петя из первого подъезда, и ребята стайкой бросаются к нему; не проходит и пяти минут, как игра уже в разгаре. Вышел во двор и Миша, но к нему почему-то никто не подходит. Он стоит один, его как будто не замечают. Тогда он сам идет к играющим; его не гонят, нет, но ребятам просто не до него. А ведь Миша совсем неплохой мальчишка. В чем же секрет? 

Мы уже говорили о том, что в отрочестве складываются две системы отношений — со сверстниками и со взрослыми, что дети по-разному осознают и проявляют себя в них. 

В самом деле, если в отношениях со взрослыми подросток занимает все-таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то подростки-ровесники формально равноправны и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок практически имеет возможность оказаться в роли как команди­ра, так и исполнителя. 

Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главной действующей силой его развития. Общение с ровесниками дает подростку возможность померяться силами — физическими и духовными — с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно делает жизнь подростка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. 

В общении — что очень важно для становления человеческой личности — склады­ваются мерки, по которым оцениваются поступки, усваиваются морально-этические нормы, правила общественно приемлемого поведения. Общение способствует росту по­знавательных интересов, дает толчок к самообразованию. 

Под влиянием товарищей подросток может иногда измениться самым неожиданным образом. Один станет вдруг непослушным, грубым, дерзким. На другого общение с другом подействует положительно. А «причины» рядом: они стучат в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» — друзья. Они помогают (или мешают) нам становиться личностью.