Выбор профессии - это проблема

Выбор профессии - это проблема? 

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться ребятами уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо».

Выбор будущей профессии – это первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники. И от того, как решит подросток эту проблему, зависит его благополучие и комфорт как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Почему же для сегодняшних молодых людей выбор профессии – это проблема? Думаю, причин несколько.

Во-первых, очень сильно расширился список профессий: исчезли многие «старые» (знакомые по рассказам родителей, бабушек и дедушек), появилось очень много «новых» (незнакомых старшему поколению, имеющих иностранное наименование и др.).

Во-вторых, сегодняшние подрастающие дети не имеют возможности ознакомится с особенностями профессиональной деятельности своих родителей, бабушек и дедушек.

 В-третьих, на сегодняшний день исчезли все кружки по интересам: радиотехнический; юных фотографов, журналистов; конструкторский и другие. Подросток не может попробовать себя во всех или нескольких сферах жизнедеятельности, поэтому у него просто нет знаний о том, что ему нравится делать, а что нет. Более или менее понятной остается только сфера деятельности родителей. А этого очень мало для того чтобы сделать осознанный выбор.

Перечень причин можно было бы продолжить, но гораздо важнее знать ошибки, которые часто возникают при выборе старшеклассниками профессии:

  1. отношение к выбору профессии как неизменному,
  2. бытующее мнение о престижности профессии,
  3. выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать),
  4. перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию,
  5. увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии,
  6. отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий,
  7. устарелые представления о характере труда в сфере материального производства,
  8. неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях),
  9. незнание/недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии,
  10. незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи выбора профессии.