Поддержим ребенка в выборе профессии

Итак, как же родители могут помочь подростку, перед которым впервые стоит проблема профессионального выбора?

Во-первых, нужно обеспечить ребенку возможность сделать выбор самостоятельно, хотя это бывает сложно. Часто, выбирая профессию, подростки имеют весьма приблизительное представление о возможных профессиональных перспективах и ограничениях в данной предметной области. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления об учебной и профессиональной деятельности имеют часто неполный и нереалистичный характер. 

Во-вторых, необходимо предоставить ребенку максимальное количество информации о мире профессий, о рынке труда, об учебных заведениях и т.п. в нейтральной форме, чтобы он смог сделать выводы самостоятельно.

В-третьих, большое значение имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех.

Я слышу — я забываю,

Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я понимаю.

(Китайская пословица)

Можно коня привести

к воде, но нельзя

заставить его пить.

(Восточная мудрость)

В-четвертых, важно помнить, что выбор, который делает ребенок на данном этапе, не окончателен, он отражает нынешние интересы и потребности. Возможно, через некоторое время предпочтения ребенка изменятся. И это говорит не о том, что выбор профиля был сделан неудачно, а, наоборот, о стремлении ребенка наиболее полно реализовать свои возможности в будущей профессиональной деятельности.

В-пятых, очень важно для подростка ощущение поддержки со стороны взрослого. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям (учебным, а в будущем – профессиональным).