ЧТО ТАКОЕ ДИСЛЕКСИЯ?

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Ребенок, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  • Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  • Затруднения в восприятии написанной информации;
  • Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения);
  • С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  • Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  • Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  • СДВГ – Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Признаки дислексии:

  • Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  • Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  • Очень быстро устает;
  • Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  • Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  • Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  • При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  • Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  • В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  • Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  • Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.